Год назад самарская школа № 67 победила в конкурсе «Лучшие школы города» в номинации «Школа здоровья», а в 2006–2007 учебном году, участвуя в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, тоже стала победителем и получит от властей подарок – один миллион рублей. Нам стало интересно познакомиться с этим учебным заведением, и мы отправились в город на Волге.
Следуя деловому этикету, я протягиваю директору школы Вере Васильевне Ионовой свою визитку, а она мне в ответ – номер одного из самарских изданий за 2005 год со статьей про свое учебное заведение. Яркий журнальный разворот, фотографии улыбающихся детей, которые старательно выводят мелом на доске жизнеутверждающую фразу: «Здоровый школьник – это возможно!»
— Пару лет назад, когда вышел этот номер, – рассказывает Вера Васильевна, – про школу еще мало кто знал, хотя уже тогда мы добились серьезных результатов в профилактике различных заболеваний у детей. А теперь, после победы в конкурсе «Лучшие школы города», слава о нас распространилась далеко за пределами Самарской области. В следующем году нашему учебному заведению исполнится 40 лет. Мы рады результатам, которых добились за эти годы, но останавливаться на достигнутом не собираемся.
В Самаре школа № 67 пользуется хорошей репутацией. Данные медицинских мониторингов показывают, что дети здесь болеют гораздо реже, чем в других учебных заведениях города, а по количеству призеров различных олимпиад и конкурсов школа давно уже вышла на одно из первых мест в городе.
Я прошу Веру Васильевну рассказать о программе «Здоровый школьник – это возможно!», ведь именно благодаря ей слава о школе № 67 дошла до Москвы.
— Программа действует с 2000 года, – говорит директор. – Ее разработчики – это наши педагоги, врачи, психологи, а участники – ученики с первого по седьмой класс. Мы решили начать с младшей школы, потому что именно в этом возрасте закладывается основа будущего здоровья человека, его успешности.
Когда малыши приходят к нам в подготовительную группу, мы проводим собрание для их родителей и рассказываем о своей программе и о своих правилах. Те, кому наши условия не нравятся, отдают ребенка в другую школу. Слава богу, сегодня каждый может выбрать своим детям школу по душе.
— Какие же это правила? – спрашиваю я.
— Прежде всего, это полный пансион. Ребенок находится в школе весь день, с 8.00 до 18.00 часов. Его день расписан буквально по минутам, как у взрослого. В первой половине дня уроки, а после обеда спортивные мероприятия – футбол, баскетбол, таэквондо, спортивное ориентирование, и кружки – шахматы, изобразительное искусство, хор, вокал. Все дети в младшей школе обязательно занимаются хореографией для профилактики нарушений осанки, раз в неделю мы возим их бассейн Самарского государственного аэрокосмического университета. Зимой мы все обязательно бегаем на лыжах, летом ездим в лес.
День у нас начинается с зарядки, а на каждом уроке дети три-четыре раза делают гимнастику. В школе организована динамическая пауза (час активных занятий) между третьим и четвертым уроками.
До шести вечера в школе работают группы продленного дня. Родителям это очень нравится. Все ребята успевают сделать уроки в течение дня, поэтому дома они только отдыхают. Многие дети даже портфели оставляют в школе.
Наша программа здоровья предполагает тесное общение педагогов и врачей с родителями. Мы рассказываем им, для чего нужны те или иные процедуры, призываем правильно кормить ребенка и создавать ему условия для отдыха и учебы.
Коллектив школы работает в экспериментальном режиме, разработка здоровьесберегающих технологий продолжается, и мы с большим вниманием прислушиваемся к мнению родителей, их пожеланиям. Ведь наша общая цель – здоровье детей, их полноценное всестороннее развитие.
Я спрашиваю Веру Васильевну о результатах программы. Она достает из шкафа толстые папки с цветными схемами и диаграммами.
— Мы регулярно проводим мониторинги показателей здоровья, спортивных и образовательных достижений, следим за психологическим комфортом детей. На этих схемах наглядно представлены результаты наших исследований. Но главным показателем лично для меня является сокращение числа часто болеющих детей. Например, в четвертом классе у нас такой категории детей нет вовсе. А ведь известно, что хорошо учатся только здоровые дети.
К сожалению, не все зависит от нас. Есть ведь еще и наследственные факторы, и влияние экологии, и бытовые условия… И потом, у нас школа не простая, а с углубленным изучением математики и русского языка, поэтому на ребят уже с пятого класса ложится очень большая нагрузка. Для того, чтобы компенсировать вред здоровью, и была создана наша программа. Ее отличие от аналогичных здоровьесберегающих программ в других школах города – преемственность между младшей и средней школой. После четвертого класса мы не бросаем детей на произвол судьбы. У нас и старшеклассники за своим здоровьем следят. В системе школьного самоуправления есть целый спортивный сектор и должность министра здравоохранения. Министр почти каждый месяц проводит день здоровья, в котором участвует вся школа.
Вера Васильевна знакомит нас с Мариной Петровной Дементьевой, завучем, курирующим программу «Здоровый школьник – это возможно!». Марина Петровна будет нашим экскурсоводом по школе.
В коридоре я вижу стенд с фотографиями из туристического похода. Марина Петровна и Вера Васильевна комментируют:
— Наша школа является профильной по спортивному ориентированию. У нас даже есть свой чемпион – семиклассник Никита Яблочкин, он в этом году выиграл всероссийские соревнования.
Мы спускаемся на первый этаж. В холле мальчишки играют в шахматы, а девочки изучают правила дорожного движения.
— Начальная школа полностью отделена от среднего звена. Все малыши учатся на первом этаже, – говорит Марина Петровна. – А это уголок, в котором ребята занимаются после того, как сделают уроки.
Мы заходим на урок русского языка во второй класс. В классе около тридцати детей, но воздух удивительно свежий. Оказывается, учитель Марина Николаевна Левадная на каждой перемене включает лампу Чижевского для ионизации воздуха. На отдельном столе мы замечаем подносы со стаканами, накрытые чистым полотенцем. Интересно, что это такое?
— В каждом классе у нас стоят бутыли с минеральной водой для питья, – рассказывает Марина Николаевна. – В зависимости от сезона, времени года и назначения врача дети получают отвар шиповника, витамины, глицин или экстракт эхинацеи. Также в классах распыляется экстракт пихты для профилактики ОРЗ и ОРВИ. Благодаря всем этим мероприятиям, мы добились значительного снижения заболеваемости.
Мы продолжаем наше путешествие по школе и заходим на урок в третий класс. Учитель первой категории Мира Федоровна
Чигина проводит с ребятами зарядку.
На стене висит схема – так называемый тренажер Базарнова. Ребята по стрелкам на схеме выполняют упражнения для глаз и всего тела. Такая разминка помогает снять напряжение с мышц, ее ребята повторяют на каждом уроке. В результате и настроение у детей хорошее, и усталости нет, и успехи в учебе родителей радуют.
А теперь зарядка для пальцев. Дети делают упражнения на развитие мелкой моторики и читают забавные стишки:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Это пальчик уж заснул…
Встали пальчики. Ура!
В школу нам идти пора.
Меня удивляет, что дети с такой охотой выполняют все упражнения. Я говорю об этом директору. Вера Васильевна улыбается:
— Вот как вы думаете, зачем дети ходят в школу? Конечно, не чтобы учиться, а чтобы общаться! Мы стараемся сделать так, чтобы в процессе общения ребята и спортом занимались, и здоровье свое поправляли, да и знаний набирались. Дети это чувствуют. Им у нас очень нравится. Некоторых и в семь вечера отсюда не выгонишь. А к восьми утра все сломя голову бегут на зарядку, боятся опоздать.
Я замечаю, что все ребята одеты в красивую форму. Марина Петровна говорит, что форма – это тоже часть программы здоровья. Она дисциплинирует ребят, настраивает их на рабочий лад.
Мы заходим на урок в первый класс. Учитель первой категории Валентина Александровна Бондаренко говорит детям, что пора принимать витамины. Каждый ребенок берет свою кружечку с подноса.
В этом классе тоже есть и лампа Чижевского, и тренажер Базарнова. Валентина Александровна раздвигает шторы в классе, и мы видим оранжевую метку на стекле. Учитель просит ребят посмотреть сначала на метку, потом вдаль за окно, а потом на кончик собственного носа. Это упражнение – хорошая профилактика близорукости и отдых для детских глаз.
Ребята в этом классе болеют редко, успеваемость хорошая. Валентина Александровна с гордостью показывает мне тетради своих учеников. Все пишут очень ровно и чисто, и уже в широкую линейку. На полях сплошные «Молодец!», «Так держать!» и «Очень хорошо!» Оценки малышам пока не ставят, чтобы им легче было адаптироваться к школьной жизни.
Мы отправляемся на урок в четвертый класс. Занятие начинается с зарядки на массажных ковриках для ног. Ребята разуваются, встают на массажную поверхность, а их одноклассник Дима Ельчанинов проводит разминку: приседания, повороты и наклоны корпуса, легкая растяжка. Учитель Сусанна Аршавировна Крмоян говорит, что таким образом дети тренируют вестибулярный аппарат, стимулируют жизненно важные точки, расположенные на стопе, и отдыхают в течение дня.
Следующий пункт нашего путешествия – это столовая. Здесь детей кормят три раза в день: завтраком, обедом и полдником. Меню достаточно разнообразное. Дети получают и соки, и фрукты.
Повар Татьяна Афанасьевна работает в школе уже тридцать лет. Ее знает весь район, дети ее очень любят. А родителей радует, что цены в школьной столовой самые низкие по городу: завтрак стоит 15 руб., обед – 25 руб., а полдник – 6 руб.
Мы заходим в спортивный зал. Ребята без учителя играют в баскетбол. Вера Васильевна улыбается:
— Это не урок и не тренировка, они так свободное время проводят. У нас вообще очень спортивная школа, спортивные ребята. Например, сегодня наша футбольная команда поехала на соревнования, завтра поедут баскетболисты.
Марина Петровна подхватывает разговор:
— Благодаря Вере Васильевне, в спортивную жизнь школы включились многие родители. Они вместе с детьми ездят на соревнования по спортивному ориентированию, ставят палатки, готовят на костре, бегают по пересеченной местности. Кстати, Вера Васильевна со своим сыном-семиклассником – постоянный участник таких походов.
Мы прощаемся, и я задаю последний вопрос:
— Вера Васильевна, на что потратите миллион?
— Конечно, на здоровьесберегающие технологии. Отремонтируем спортивный зал, купим тренажеры и компьютеры.
Фото: Владимир ВЫШВАНЮК