Почему тебе легко, а мне трудно?
Каждый год вереницы счастливых первоклассников рассаживаются за парты в классе. Их глаза светятся любопытством и верой в то, что они будут самыми замечательными учениками. А на улице их дожидаются родители и, по большому счёту, каждый из них очень хочет, чтобы всё получилось, чтобы учиться понравилось, чтобы всё было хорошо. Проходят первые месяцы, и чьи-то надежды начинают сбываться, но у многих детей всё идёт не так гладко, как хотелось…
И особенно заметно это на контрольных работах. Почему-то одни щёлкают их как орешки, а другие вроде бы и готовились, но результаты неизменно низкие. Да и сами дети часто задают родителям вопросы: «Почему я не как Петя? Почему ему всё легко по русскому, а у меня только физкультура и рисование хорошо? Почему Маша всегда пишет все задания, а у меня как самостоятельная, так ластиком из головы всё стирается? Почему Оля сразу всё запоминает на слух, а я пока не напишу – не запомню?» А мы подливаем масла в огонь стремительно падающей самооценки ребёнка, отвечая на эти вопросы в таком духе: «Это потому, что ты ленишься, а другие дети молодцы!» Впрочем, чаще мы не со зла так говорим. Просто других объяснений у нас нет.
Мы очень надеемся, что они появятся, и после знакомства с этой статьёй и дальнейшими материалами новой рубрики «Движущая сила» вам будет что сказать вашему ребёнку. Вы начнёте лучше понимать, каким образом он воспринимает информацию наиболее эффективно, а что для него сложно – не потому, что ленится, а потому что врождённые данные под такой вид деятельности не очень подходят. Также мы опишем, как изменяется человек под влиянием стресса в зависимости от врождённой доминанты левого или правого полушария и расположения (справа или слева) ведущих руки, ноги, глаза и уха.
Вне зоны доступа
С самого рождения вы чаще используете правое или левое полушарие головного мозга, правое или левое ухо, глаз, руку, ногу. Всё это влияет на способ, которым ваше тело и мозг обрабатывают информацию. Также этот расклад сил определяет, какой способ обучения для вас предпочтителен и как вы будете вести себя в стрессовой ситуации. Чем старше мы становимся, тем большими навыками и способами обучения овладеваем. И свой врождённый профиль взрослый человек может понять разве что в очень стрессовой ситуации. Ведь под влиянием стресса активизируется работа ведущего полушария и блокируется доступ к навыкам полушария противоположного. А все органы восприятия, которые находятся на стороне ведущего полушария, тоже ограничиваются в своих возможностях, потому что передают нервные импульсы именно в то полушарие, которое в ситуации стресса остаётся «вне зоны доступа». (Подробнее об этом – в таблице). Ведь каждое из полушарий управляет противоположной ему стороной тела! Именно это объясняет столь разные реакции в ситуации экзамена. Человек, у которого ведущий глаз находится на стороне ведущего полушария, может обнаружить, что читает вопрос, но абсолютно его не понимает. А другой, у которого ведущая рука на стороне ведущего полушария, вдруг забывает отдельные слова и переходит на язык жестов или ощущает, что при ответе ему ужасно мешают руки. А тот, у кого все органы восприятия информации находятся на противоположной от ведущего полушария стороне, разве что слегка поволнуется, но никакого сбоя в восприятии и воспроизведении информации у него не будет…
Как всем нам, таким разным, вести себя при стрессе и на что обратить внимание при обучении, мы поговорим в следующих статьях. А пока давайте поближе познакомимся с право— и левосторонними особенностями.
Карта полушарий
Каждое из них воспринимает определённый вид информации и обрабатывает её специфическим способом. Левое полушарие имеет дело с деталями, частями, причинно-следственными связями. В противоположность этому правое полушарие обрабатывает и воспринимает целостную информацию, имеет дело с образами, ритмами, эмоциями. Дети с ведущим левым полушарием любят сам процесс обучения, они склонны к последовательной деятельности – не любят, когда заведённый порядок вещей нарушается, предпочитают технику обучения новому по принципу «шаг за шагом». Им интересны символы и знаки: буквы, цифры. Правополушарные дети нацелены прежде всего на контакт. Если учитель не понравился – не понравится и предмет. Им очень трудно вписаться во временные рамки. Они вполне искренне путают или забывают вещи, которые, казалось бы, делают каждый день, и обожают спонтанно переключаться на что-нибудь интересное. В обучении часто схватывают суть, но теряются, когда нужно объяснить последовательность шагов, приведших к ответу. Очень любят двигаться. Даже если по всем предметам провал, физкультура и танцы будут на высоте. В ситуации стресса левополушарные дети либо замирают, либо начинают прикладывать много усилий к деятельности, с их точки зрения очень важной, но подчас бессмысленной с точки зрения целостного восприятия ситуации. То есть, получив двойку, ребёнок начинает решать подобные примеры, хотя ошибка может быть связана с невниманием при проверке. Становятся напряжёнными. Правополушарные дети выдают эмоционально окрашенные реакции по типу: «ВСЁ пропало и уже НИКОГДА не будет хорошо!» Могут начать совершать хаотичные нелогичные поступки.
Возможно, вы уже узнали себя и своего ребёнка в этих описаниях. Но то, что подходит успешному соседу по парте, часто вовсе не подходит вашему ребенку. Понимая исходную схему, можно найти свой путь к интеграции правого и левого полушария и включению в работу всех ушей, глаз, рук и ног. Надеемся, что знакомство с этой темой поможет каждому выбрать ту стратегию обучения, которая подходит именно ему.
Право |
Лево |
При стрессе |
|
Глаза |
Запоминает отдельные детали, воспринимает информацию в табличках и диаграммах. |
Запоминает целостную картину (фотографическая память), важны картинки, диафильмы. Может начать писать с середины или с конца страницы. |
Не смотрит на учителя, может закрыть глаза, чтобы сосредоточиться на слухе. Перестаёт воспринимать визуальную информацию. |
Уши |
Лучше запоминает даты, факты, названия. |
Лучше запоминает метафоры истории, эмоционально окрашенный текст. |
Ухудшается восприятие на слух и блокируется доступ к аудиальной памяти. |
Руки |
Вербально способный ученик. Любит поговорить, выразить своё мнение. Полезно конспектировать информацию. |
Обладает выразительными жестами. Любит что-то рисовать при запоминании материала. |
Правая рука при правом полушарии: сохраняется способность излагать мысли, но ощущает себя скованно. Не знает, куда деть руки. Левая рука при левом полушарии: теряет речь, переходит на жесты. |
Ноги |
Стремится выполнять движения по инструкции шаг за шагом. Сложнее со спонтанными движениями. |
Движения спонтанные, управляются ритмом. |
Затруднения в движениях: они становятся неуклюжими, есть вероятность упасть на ровном месте. |