№9, сентябрь 2012 года

Мама, а это кто? – спрашивает меня пятилетняя дочка. Мимо в инвалидной коляске везут подростка лет четырнадцати. Начинаю объяснять, что вот, мальчик не может ходить, потому и в коляске, и ловлю себя на мысли, что она впервые за пять с лишним лет своей жизни увидела на улице ребёнка, как теперь принято говорить, с ограниченными возможностями здоровья. Эти ребята не гуляют на детских площадках, не ходят вместе со своими ровесниками в обычные детские сады и школы, и даже в поликлиниках их увидишь редко, хотя не все передвигаются в инвалидных колясках... Их как будто нет – потому и те, у кого, по счастью, всё в порядке, довольно долго могут даже не подозревать, что у всех в этом мире разные возможности здоровья. А мы, родители, им тоже правды не расскажем, если не зададут прямых вопросов. Кто-то – чтобы не накликать беды. Кто-то не сочтёт нужным. А вообще-то трудно рассказывать о том, чего практически не видишь. Не то и объяснять бы ничего не пришлось специально – и так было бы ясно.
Недавно прочла где-то, что даже на лёгкие физические недостатки ближнего человек инстинктивно реагирует как на проявления заразной болезни: старается отстраниться, отводит взгляд. Когда-то такое поведение защищало от действительно смертельных инфекций, было гарантией собственного выживания. Но если сейчас по-прежнему следовать инстинкту, похоже, мы перестанем быть людьми с головой и сердцем.

Первого сентября те, кто может ходить, пойдут в школу. Которая всё-таки становится чуть более открытой и для тех, кому по разным причинам труднее до неё дойти. И, вероятно, такая школа поможет всем детям больше узнать и увидеть – и принять это, как подобает нормальным людям.

Ваш главный редактор Алла Виноградова

Тема номера: Инклюзивное образование

Первоклассницу Дашу мягко выдворяют из школы. Мишка ходит на уроки и считается душой компании. Роман закончил 9 классов на домашнем обучении. А Пашу пристроить в школу вообще не удалось. Герои этих историй– дети-инвалиды, которых наша система образования принимает далеко не всегда. Хотя сегодня много говорят об инклюзивном образовании – то есть о подходе, когда инвалиды учатся вместе со здоровыми. А заговорили о нем по политическим причинам – в апреле Госдума ратифицировала конвенцию ООН «О правах инвалидов», где требуется обеспечивать такое образование на всех уровнях. Это значит, что все дети-инвалиды должны иметь доступ к качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания и не должны исключаться из этой системы по причине инвалидности.

Лучший подарок – книга?

«Мама, мамочка, ну купи, купи, пожалуйста, – умолял шестилетний Вова, – и у Коли уже есть, и у Никиты, и у Ленки!» Марина даже растерялась: ведь сын-приготовишка говорил не о какой-то игрушке, а... о компьютере-планшетнике! Который, как оказалось, является для современного дошколёнка символом приобщения к миру школьников. «Ну и отлично, – неожиданно занял сторону сынишки папа, – пусть сразу привыкает! Какая сегодня учёба без компьютера? Сейчас ведь и библиотеки электронные есть, и энциклопедии всякие для детей. Пусть развивается!» «Стойте-стойте, – вмешалась в дискуссию бабушка, – а может, пусть всё-таки сначала читать как следует научится, а потом уж будем ему ноутбук или планшетник покупать?» Какая разница между дисплеем планшетника и страницей книги, которые дорожают почти столь же быстро, сколь дешевеет электроника?

Стас Пьеха: «Мечтал быть космонавтом»

Стас с детства был окружён музыкой и искусством: его бабушка – легендарная Эдита Пьеха, мама – певица и телеведущая Илона Броневицкая, отец – театральный режиссер Пятрас Герулис. Казалось бы, судьба мальчика была предрешена и от сцены никуда не деться. Но...

Железный дефицит

На долю самой «популярной» – железодефицитной – приходится 90 % всех анемий. Чем опасен недостаток железа? Оно входит в состав гемоглобина, который «развозит» кислород в каждую клеточку тканей нашего организма. И если железа не хватает, процесс доставки нарушается – начинается кислородное голодание. Хуже начинает работать сердце, страдают органы дыхания, мозг.

Линзы и очки: вместо или вместе?

Если у ребёнка проблемы со зрением, а курс аппаратного лечения не помог, необходимо подбирать корректирующую оптику. Что же выбрать? Очки или линзы? Какие необходимы исследования? На что обратить внимание при подборе оправ, линз для очков и контактных линз? На эти и многие другие вопросы отвечает Марина Владимирова, детский врач-офтальмолог.

Если ты такой умный...

Уважаемые родители! Если в детстве вы без труда решали любые математические задачки, а ваш отпрыск до сих пор путается в таблице умножения, не спешите обвинять его в том, что интеллект у него подкачал. Возможно, он талантлив в чём-то совсем другом. Выявляем таланты и помогаем найти себя!

Дети дождя

Они цитируют стихи и сказки страницами наизусть, запоминают многозначные числа, без запинки повторяют сложные слова. Почему-то избегают общения даже с родными. Их записывают в вундеркинды, и родители порой уверены, что всё нормально...

Яблочки поспели

«Съедай по яблоку в день – и не нужно будет обращаться к врачам», – гласит английская народная мудрость. Эти фрукты обеспечивают естественную защиту организма от вирусов и бактерий. Их сила в гармоничном сочетании различных витаминов, микроэлементов, глюкозы, клетчатки. Да и растут яблоки в любом саду! Предлагаемые рецепты блюд из яблок хороши на каждый день и для праздничного стола.

В номере: обзор книг, литературная викторина, тест для родителей, афиша на сентябрь и ещё много интересного.