№4, апрель 2017 года

Что вы чувствуете, когда общаетесь со своим ребёнком? Умиление, когда он такой маленький, радость, когда он уже такой большой и самостоятельный, гордость – ну какой же умница, негодование – что он натворил, совсем, что ли, с ума сошёл? Я вот иногда чувствую полную беспомощность. Почему? Потому что не умею прочитать, что чувствует моя дочь. Мне кажется, что она ленится и злится, а потом выясняется, что в этот момент ей просто было страшно. Она нахально улыбается и как будто меня не слышит, а оказывается, это смущение и растерянность. Я безуспешно взываю к её разуму – и тоже начинаю злиться, а у неё капают слёзы... Всё, мы уже забыли, с чего дело начиналось, – надо мириться, успокаивать, начинать сызнова.
Скажите, дорогие читатели, ведь и у вас такое бывает с вашими детьми? Хочется всё понимать – и чтобы они тоже нас понимали. Хочется правильно реагировать, а не идти наугад в неизвестном направлении – и чтобы ребёнок тоже видел, что родители не звери, что они хотят помочь, но не всегда знают, как. Что делать? Как выйти из заколдованного круга, где на любое «Почему?» отвечают «Не знаю, так получилось»? Психологи считают: о своих чувствах надо говорить вслух. И когда пробуешь это сделать, оказывается, что это нелегко: приходится подбирать слова, вытаскивать их из памяти. Но – удивительное дело! – в ответ на свои неуклюжие попытки вы вдруг слышите: «Мама, я тебя люблю». И далее – лавиной: подружка заболела и не пришла в школу, а больше не с кем было поговорить на перемене, почему Мишка дразнится, а я на контрольной по математике три задания сделать не смогла, а правда, ты не умрёшь? И ещё много всего вместо привычного «Не знаю, не помню». А когда выплеснуты тревоги, освобождается место для радостей: мы с Машей теперь дружим, ой какой смешной голубь, гляди, у нас во дворе подснежник расцвёл, уже весна!

Ваш главный редактор Алла Виноградова




Медицинская помощь в школе

Любая школа – источник опасности для здоровья детей. Хотя бы просто потому, что в ней одновременно находятся сотни учеников разного возраста. Кто-­то на кого-­то чихнул – лови ОРВИ! Кто-­то кого­-то толкнул – здравствуй, травмпункт. Перечислять потенциальные опасности можно долго. Есть, конечно, вариант никуда своего шестилетку не пускать и организовать для него семейное обучение, но и тут обнаружится столько специфических проблем, что в школу отдать покажется проще всего. Правда, при одном условии – чтобы в этой школе был медицинский кабинет с опытным доктором внутри. На всякий случай.

Вообще-то ещё совсем недавно – всего лет 30 назад – присутствие в школе не только медсестры, но и стоматолога было делом обычным. Возможно, уровень обслуживания был не феноменальным (всё, как и всегда, зависело от самого образовательного учреждения), но ученики понимали, куда идти с любыми проблемами здоровья. Да и школы были поменьше, поэтому медсестра знала наперечёт и симулянтов, и всех хроников-аллергиков-задохликов.

С тех пор изменилось многое. Сегодня медицинский кабинет в школе – вотчина районной поликлиники, и администрация учебного заведения к тому, что в нём происходит, теоретически отношения не имеет. Да и без того не маленькие школы объединились в комплексы – попробуй-ка, медсестра, теперь запомнить всех, кто в них учится! Впрочем, и сами медсёстры, говорят, теперь в дефиците. Так на что же могут рассчитывать родители нынешних школьников в плане присмотра за детским здоровьем?

Острый угол
Отвернись и не смотри!

Проблема переодевания перед физкультурой всегда стояла остро, особенно в сельских школах. Ещё в те годы, когда я учился (более 40 лет назад), в начальной школе нашей раздевалкой был класс. Проблем не возникало. В памяти практически нет никаких воспоминаний об этом. А это значит, что ничего неэтичного не происходило. Правда, в 3–4-х классах сначала переодевались в классе мальчики, а потом девочки. Ничего не изменилось с тех пор. Только современные дети более развитые и более психически ранимые в сравнении с детьми тех времён.

В чем причина проблемы с раздевалками? Плохая материально-техническая база школ (я не говорю о современных зданиях). Количество учащихся из года в год растёт, а школы всё те же – с советских времён. Я 30 лет работаю в одной и той же сельской школе, где есть две маленькие раздевалки. Сейчас дошло до того, что уже рекреации у нас переоборудуются под классы. В спортивном зале одновременно занимаются два параллельных класса начальной школы, а в то же самое время на улице или в тренажёрном зале – учащиеся среднего или старшего звена. Поэтому проблема переодевания в начальной школе решится не скоро...

Актуальная тема
Как сохранить желудок здоровым

Согласно медицинской статистике, за время обучения в школе количество детей с заболеваниями органов пищеварения возрастает втрое. Пожалуй, самый опасный возраст – подростковый. В это время проблемы желудочно­кишечного тракта нередко становятся хроническими. Что должно насторожить маму? Как предупредить болезни и сохранить здоровье детского желудка? Боль боли рознь. Особенно если жалобы у ребёнка возникают всё чаще.

В таком случае стоит выяснить три главных момента: где болит, как и в какое время суток. Эта информация необходима лечащему врачу, чтобы назначить обследование и поставить правильный диагноз. Особенно важно понять, когда возникает боль – до или после еды (и какой именно), по утрам на голодный желудок или, на-оборот, вечером после ужина.

О многом может рассказать доктору география боли и её характер. Например, боль в верхней части живота или в районе пупка бывает при гастрите, гастродуодените, а у подростков – при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Школьник обычно жалуется, что живот тянет, ноет, крутит. Колющая и ноющая боль в правом верхнем квадрате живота может говорить о проблемах с желчным пузырём – дискинезиях.

Периодически возникающая схваткообразная или режущая боль, особенно если она сопровождается позывом в туалет «по-большому», бывает при синдроме раздражённого кишечника. Однако о проблемах с желудочно-кишечным трактом сигналит не только боль.

Технологии
Шпаргалка – друг школяра

Будьте бдительны: они приближаются! Экзамены, рубежные контрольные и тестирования ждут всех учеников. Подготовка к ним, конечно, уже началась, но как быть уверенным, что вызубрил всё, что нужно? И как избежать внезапной паники, приводящей к провалу? Неудивительно, что все поколения школяров подстраховываются, заготавливая шпаргалки. Говорят даже, что в одном из пекинских музеев выставлена шпаргалка, изготовленная учеником, жившим в XIV веке!

Самый распространённый вид современных шпаргалок – маленькие (чтобы помещались в сжатой ладони) листки бумаги, на которых бисерным почерком записаны формулы, исторические даты и прочая важная информация. Листки эти могут выглядеть как колода карт (если каждый изготавливали отдельно) или как гармошка.

В любом случае от школьника требуется не просто втиснуть в минимум объёма максимум информации, но и продумать, как правильно расположить все эти заготовки, чтобы в нужный момент найти именно ту, что потребуется. И при этом не попасться.

Школа закаливания
Теплом или холодом?

«Включи тёплую!» – визжит 8-­летний Саша, когда мама окатывает его ледяным душем. Но родительница неумолима: она точно знает, что закаливающим действием обладают только низкие температуры. «Потерпи! – говорит она сыну. – Вон Петровы по снегу босиком ходят и в прорубь окунаются вместе с дочкой Лилей». «Не хочу в прорубь! – пугается Саша. – Мы ведь не будем с Петровыми моржевать? Я лучше с дедушкой в сауну пойду – там жарко, мне это больше нравится!» Нравится – ключевое слово в закаливании. Оно должно доставлять ребёнку удовольствие. Процедуры, осуществляемые через преодоление детского сопротивления, пользы не приносят: стресс сводит их на нет. Да и кто сказал, что холод закаляет, а тепло изнеживает? Закаливающим действием обладает контраст, а в плане температурных перепадов баня даст сто очков вперёд и холодному душу, и хождению по снегу босиком, и купанию в проруби!

В номере: репортажи, тест для родителей, обзор книг, рецепты витаминных блюд, афиша мероприятий на ноябрь и ещё много интересного.