№5, май 2015 года

В детстве на 9 Мая я ходила с родителями в Парк Горького, где в этот день собирались и искали однополчан ветераны. Было тепло, парковые газоны сплошь желтели одуванчиками, светило солнце, а по дорожкам парка, звеня наградами, шли старики в военной форме – кто с цветами в руках, кто с  табличками, на которых были номера полков, названия фронтов... То же самое происходило в этот день и в Сокольниках, и у Большого театра. И в каждом городе России, наверное, есть свои условленные места. Было ли тогда 9 Мая праздником в привычном понимании? Наверное, это был день памяти, просто для всей страны. То, что рассказывалось в те времена о войне, было совершенно понятной частью семейной истории и даже не нуждалось в иллюстрациях. Хотим ли мы передавать это знание дальше? Скорее, считаем, что оно как-нибудь уляжется в головах наших детей и внуков само собой. И удивляемся, натыкаясь порой на полное неведение, даже бесчувствие. Именно поэтому две славные девушки предполагают, что холокост – это клей для обоев. А бравые кондитеры в честь предстоящего торжества вдохновенно создают торты с георгиевскими лентами, монументом Родины-матери из марципана и – сюрприз – копией Хатынского мемориала. Тоже из чего-то сладкого и съедобного. В общем, кто понимает – тот в ужасе, а кто не понимает – не видит разницы: ну, праздник себе и праздник – стихи, песни, пляски. Всё как положено. Пусть ветераны порадуются, как их потомки уважают.
Но история – дама справедливая. Как только её начинают забывать, она сразу же напоминает о себе. Да, у тех, кто сегодня ходит в школу, деды (и даже прадеды) не воевали в Великую Отечественную. Они тогда сами были маленькими, и они помнят и могут рассказать о многом – лишь бы мы спрашивали. Это будет рассказ не о фронте, не о боях, но о том повседневном мужестве, которое тоже приближало Победу. О совсем другой жизни, где многого было не купить ни за какие деньги – но это восполнялось человеческим теплом. О страхе, отчаянии, горе – и о помощи, которая приходила, когда была так нужна. О силе пережить то, что пережить казалось невозможно. Факты этой жизни не фиксировались цифровой камерой, вообще фотографии сохранились не у всех, мало осталось материальных свидетельств – только слова, передаваемые, как в далёком прошлом, от дедов к внукам. Давайте слушать и запоминать, чтобы наши дети могли рассказать своим, почему 9 Мая – День Победы.

Ваш главный редактор Алла Виноградова

Тема номера

Со мной никто не дружит

Странная сложилась ситуация: если спросить сегодняшнего школьника, сколько у него друзей, в ответ услышишь самые невероятные цифры – сто, тысяча или даже несколько тысяч. Потому что под друзьями современные дети чаще подразумевают знакомых и даже незнакомых людей, которые попросились к ним дружить в социальных сетях. А вот те 2–3 самых лучших, самых закадычных – тех, с кем можно часами разговаривать взахлёб и делиться сокровенными тайнами без страха быть осмеянным, – есть ли они у вашего ребёнка? Статистика утверждает, что далеко не всегда. Наши дети очень одиноки, и причин тут множество: от неумения налаживать контакт с другими людьми до отсутствия тех мест, где есть шанс познакомиться с кем-то не виртуальным, а реальным – весёлым, интересным и понимающим.

Как учились в войну?

С начала Великой Отечественной прошло 74 года. Всё меньше людей, для которых события тех лет – факты биографии. Может, поэтому всё больше фальши и скучного официоза в попытках «чтить и увековечивать». Настоящая история состоит из мелочей и подробностей. И есть те, кто может ими поделиться.

Александр Пушной – человек-оркестр

Пушной – персонаж удивительный: кто ещё может заставить сидеть перед телевизором сразу несколько поколений? Его программу «Галилео» любят все, и если взрослым он помогает ответить на трудные вопросы, то детей увлекает своими экспериментами и лёгкой подачей сложного материала. Имея за плечами диплом магистра по физике и богатый опыт телевизионной деятельности, Александр признаётся, что до сих пор обожает дурачиться перед камерой, чем иногда немного злит свою маму.

Опасный перекрёсток

Косте 12 лет. Он аллергик. С младенчества не переносит яблоки – у него на них был диатез, переросший в экзему. Мальчик знает, что яблоки ему нельзя, и не ест их, даже когда в гостях предлагают. Прежде чем попробовать салат на дне рождения у одноклассника, всегда осведомляется, не натёрли ли в него яблочко. Мама научила! Но вот недавно сын пошёл в кино с друзьями, купил солёные орешки и выдал на них такую же реакцию, как обычно на яблоки.

Лишний вес: работа над ошибками

Стройность сегодня в моде. Чтобы соответствовать современным стандартам красоты, девушки совершают одну ошибку за другой. За это они расплачиваются плохим настроением, упадком сил, другими проблемами со здоровьем. Можно ли их избежать, и стоит ли вообще сидеть на диете?

Между собакой и волком

Часто мы слышим типичную детскую жалобу: «Мне страшно», «Я боюсь». Добиться внятного ответа на вопрос «Чего ты боишься?» бывает нелегко. Чем конкретнее ребёнок описывает источник своего страха, тем лучше у нас получается помочь. Например, известный и хорошо работающий приём игротерапевтов: «Нарисуем то, чего ты боишься, а потом порвём рисунок в клочки и развеем по ветру. Видишь? Ничего не осталось. Бояться нечего...»

В номере: репортажи, обзор книг, рецепты полезных блюд, афиша мероприятий на май и ещё много интересного.